Инфекционные заболевания:
Из истории эпидемий:
![]() Искусственные эпидемииТринадцать стран мира предположительно обладают биологическим оружием, но лишь у трех государств - России, Ирака (хотя доказател... |
![]() Легочная чума в свете исторических источниковПервое исторически зафиксированное появление легочной чумы Вопреки существующим сегодня представлениям, что легочные осложнен... |
![]() Малярия так же стара, как человечествоГенетическое исследование показало, что паразитические простейшие вида Plasmodiumfalciparum, вызывающие малярию, сопровождали ан... |
![]() Грипп до «испанки»По мнению А.А. Садова (1927), первые указания в исторических источниках на эпидемии, сходные с эпидемиями гриппа, относятся не р... |
Эпидемии и эпидемиология:
Диагностика заболеваний:
![]() Диагностика грибковых инфекцийДиагноз грибковых инфекций основан на выделении возбудителя в посевах крови или биоптатов тканей. Грибковые инфекции часто возни... |
![]() Иммунологические методы диагностики инфекционных заболеванийI. Иммунный ответ при инфекционных заболеваниях. Иммунный ответ — это реакция на чужеродный антиген, которая приводит к накоплен... |
![]() Диагностика вирусных инфекцийВ настоящее время широко применяются 4 способа диагностики вирусных инфекций: 1) выделение вируса в культуре клеток (наиболее... |
![]() Диагностика внутриутробных инфекцийК числу особенно опасных внутриутробных инфекций относятся краснуха, инфекции, вызванные цитомегаловирусом и вирусом простого ге... |
Санитарно-эпидемиологические службы:
Designed by: |
![]() |
Joomla Templates |
Развитие гигиенических знаний и их значение |
Санитарно-эпидемиологические службы - Гигиена |
Гигиена—сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую старину. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных болезней и т.д. Наибольшего расцвета гигиена (хотя и не как специальная наука, а как набор практических рекомендаций) достигла в Древнем Риме, который среди прочего прославился своим водопроводом и общественными банями. Уже за 600—500 лет до н.э. в Риме было свыше 30 отдельных водопроводов, которые в сутки суммарно давали свыше 1,5 млн. м 3 горной ключевой воды. Гигиенические рекомендации постоянно появляются в жизни людей в результате наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта, оценки того, что вредно или полезно для человека в окружающей среде. Еще до зарождения гигиены как самостоятельной науки люди научились правильно выбирать место для колодца, правильно топить печи и т.д. Казалось бы, простой вопрос: когда следует закрывать печь после топки? Если сделать это преждевременно, можно смертельно отравиться (“угореть” ) оксидом углерода (II) , который является продуктом неполного сгорания топлива; если сделать это слишком поздно, тепло из печи уйдет в атмосферу, н топка будет неэффективной. Гигиенический характер носит и известный народный обычай не давать молодоженам на свадьбе спиртного, так как алкоголь губительно отражается на потомстве. Не все неблагоприятные факторы среды оказывают на организм человека быстрое действие. Напротив, губительное влияние многих из них накапливается постепенно, исподволь подтачивая здоровье. Кроме того, в ходе развития производства возникают новые факторы, и характер их необходимо оценивать своевременно, по возможности., еще на стадии проектирования предприятия, учитывая все возможные последствия для здоровья человека. Поэтому гигиена—не набор полезных рекомендаций и правил. Это самостоятельная наука, вооруженная собственными методами исследования. Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказалась историей огромных эпидемий страшных болезней (чума, черная оспа, сифилис и др.) , приведших к гибели многие миллионы людей, к вымиранию населения целых областей. Как же боролись с этими болезнями? Врачи тщетно искали “жизненный эликсир” как универсальное средство от всех болезней, прочие граждане усиленно молились, совершали паломничества к “святым местам” . И все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических сооружений. Достаточно сказать, что в средневековых городах нечистоты выливались прямо на улицу, водоснабжения и канализации не было. Однако вред антисанитарного состояния городов и жилищ, жизненного уклада граждан был настолько очевиден, а опасность тяжелых эпидемических заболеваний столь велика, что в европейских государствах начали появляться первые зачатки общественного здравоохранения. В XVI—XVII вв. начали очищать города от мусора и нечистот, затем стали строить тротуары, освещать улицы и т.д. В это же время стали появляться и научные сочинения гигиенического характера, хотя первые трактаты по гигиене создал еще великий ученый и врач Древней Греции Гиппократ (460—377 до н.э.) (“О здоровом образе жизни” , “О водах, воздухе и местностях” и др.) . В них он отрицал сверхъестественные причины или божественное происхождение болезней, правильно оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, образа жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений и т.д., а также и “законы страны и формы государственного устройства” . Последнее очень важно, так как гигиена — наука, рекомендации которой имеют общественное значение, выполнение их самым непосредственным образом отражается на здоровье и благополучии не только отдельных граждан, но и всего общества в целом. Сначала гигиена была наблюдательной и описательной наукой. Затем в ней стали применяться методы математической статистики. И наконец, она превратилась в экспериментальную науку. Этому способствовало использование гигиеной методов других наук, в первую очередь физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, токсикологии, радиологии. Со временем гигиена стала способной не только научно оценивать те или иные условия жизни, действие на организм человека тех или иных факторов, но и вырабатывать и проверять на практике различные рекомендации по совершенствованию условий труда и быта, охране и укреплению здоровья людей. Крупными учеными-гигиенистами были основоположники гигиены в России А. П. Доброславин (1842—1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842—1915) . А. П. Доброславин организовал при Военно-медицинской академии в Петербурге впервые в России кафедру гигиены и экспериментальную гигиеническую лабораторию, был редактором первого гигиенического журнала “Здоровье” и организатором “Общества охранения народного здравия” . Ф. Ф. Эрисман организовал кафедру гигиены при Московском университете и при ней городскую санитарную станцию (на ее базе впоследствии возник Научно-исследовательский институт гигиены, носящий его имя) . Благодаря деятельности этих талантливых ученых в России была создана отечественная научная школа гигиенистов, а также подготовлено большое число практиков—санитарных врачей. Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции. Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т.е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения. Санитарное законодательство предусматривает проведение различных мероприятий с учетом санитарных норм и правил, требований государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д. Целью санитарного надзора является предупреждение нарушений требований гигиены при проектировании и строительстве новых городов, промышленных и жилых зданий, контроль за разработкой новых пищевых продуктов, материалов и т.д. (предупредительный санитарный надзор) , а также наблюдение за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил при производстве продуктов, при эксплуатации построенных объектов (текущий санитарный надзор) . Санитарное просвещение способствует распространению санитарно-гигиенических знаний среди граждан, общественному контролю за проведением санитарных мероприятий. По своей природе гигиена — наука предупредительная, главная ее задача — предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов. Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами — педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться. Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т.д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин. Оценить характер влияния, степень вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных особенностей его поведения, образа жизни можно лишь при условии хорошего знания особенностей организма. Я уже говорил о том, что гигиена использует методы различных наук—физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, а также математической статистики. Гигиена пользуется этими материалами в преобразованном виде, оценивая их с точки зрения того, насколько данные сведения способствуют решению собственных задач гигиены — созданию таких условий для жизнедеятельности человека, которые в максимально возможной степени обеспечивали бы сохранение н укрепление его здоровья, поддержание высокой работоспособности. Особенно близки гигиене две другие науки о человеке—анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология—жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем. При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией. |
Читайте: |
---|
Профилактические мероприятия:
Купальный сезон открыт! Какие опасности подстерегают отдыхающих на пля![]() Стартовал купальный сезон. На пляжи стройными рядами потянулся народ. Позагорать, поиграть с друзьями в волейбол и конечно попла... |
Дезинфекция изделий медицинского назначенияДезинфекция, стерилизация - это обязательная процедура для обеззараживания или полного уничтожения вредных микробов, которые могут... |
Дезинфекция может быть различных видов, методов и способов![]() Механический способ дезинфекции основывается на известных механических приемах по удалению возбудителей разных инфекционных з... |
Клопы постельные: уничтожениеКто же такие клопы? Это насекомые, которые сосут кровь исключительно ночью. Эта проблема касается каждого, поскольку они могут поя... |
Пакеты для стерилизации![]() Учитывая возросшие в современной медицине требования к стерилизации, кроме требований к самой стерилизации: газовой, паровой,... |
Асептика и антисептика в акушерствеВсе женщины, пребывающие в послеродовом состоянии, обязаны неукоснительно соблюдать все профилактические правила. В их основе лежи... |
Медицинские факты:
![]() Какие болезни и как лечат эфирные масла?По отношению к тяжелым больным применение современных средств вполне оправдано, но при обычных болезнях, а также для некоторых х... |
![]() МИФЫ ОБ ИНФЕКЦИЯХНевидимый для нашего глаза микромир населяют всевозможные бактерии, грибки и вирусы. Одни из них жизненно необходимы - без них н... |
![]() Не пора ли подкрепиться?Если несколько столетий назад человечество находилось в непрерывном трудоемком поиске средств пропитания, то реактивные темпы рост... |
![]() В ароматерапии еще много гипотезВ базе способа ароматерапии лежит принцип действия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для исцел... |
Внимание осложнения:
![]() Патогенетические аспекты и возможные клинические проявлНекроз тканей — характерный признак всех хирургических инфекций. При вторичной хирургической инфекции некроз тканей развивается ... |
![]() Осложнения при инфекционной эритемеПри пятой болезни тело на небольшой период перестает вырабатывать красные кровяные тельца. Обычно у здорового ребенка или взросл... |
![]() Осложнения при брюшном тифеПри брюшном тифе осложнения могут быть условно разделены на специфические, обусловленные патогенным влиянием возбудителя и его т... |
![]() Об особенностях инфекционных осложнений у детейВ детском организме по сравнению со взрослым отличия реагирования на инфекционный возбудитель проявляются в склонности к развити... |