Инфекционные заболевания:
Из истории эпидемий:
![]() Тяжелый острый респираторный синдромТяжёлый острый респираторный синдром (ТОРС, SevereAcuteRespiratorySyndrome, SARS, «атипичная пневмония») - новое инфекционное за... |
![]() История эпидемий в России XII столетияПод 1115 г. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов упоминает мор в конях в дружине Мстислава в Новгороде, «А в... |
![]() История тифаСыпной тиф - одна из древнейших болезней человечества. Полагают, что описанная греческим историком Фукидидом эпидемия в 40 г. до... |
![]() История эпидемий в РоссииИсториография Тема эпидемий в Древней Руси начинает подыматься исследователями с XIX в. Однако скудость источников этого пери... |
Эпидемии и эпидемиология:
Диагностика заболеваний:
![]() Лабораторные методы диагностики при нарушении функции ЦНС при инфекциоЛюмбальная пункция и исследование цереброспинальной жидкости Люмбальная пункция проводится главным образом с целью получения ... |
![]() Место качественной модификации метода ПЦР в первичной диагностике ИПППВ немалой степени успеху полимеразной цепной реакции (ПЦР) способствовало появление на медицинском рынке высокотехнологичных ком... |
![]() Диагностика инфекционных заболеванийПри любой болезни очень важна ранняя диагностика, так как своевременное лечение всегда дает лучшие результаты. При инфекционных ... |
![]() Диагностика бактериальных инфекцийА. Микоплазменная инфекция. Ранее считалось, что микоплазмы занимают промежуточное положение между бактериями и вирусами: от вир... |
Санитарно-эпидемиологические службы:
Designed by: |
![]() |
Joomla Templates |
Гигиенические требования к размещению и территории лечебного учреждения |
Санитарно-эпидемиологические службы - Гигиена |
1. Лечебные учреждения располагают на территории жилой застройки, зеленой или пригородной зонах на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов, а также в соответствии с гигиеническими требованиями и размещением санитарно-защитных зон. 2. Специализированные больницы (комплексы) мощностью свыше 1000 коек с пребывание# больных в течение длительного времени, а также стационары с особым режимом работы (психиатрические, инфекционные, в т.ч. туберкулезные, онкологические, кожно-венерологические и др.) располагают в пригородной зоне или в зеленых массивах на расстоянии не менее 500 метров от территории жилой застройки. 3. При проектировании и строительстве необходимо предусмотреть удаление лечебных учреждений от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей и других источников шума. Уровень шума на территории лечебного учреждения не должен превышать гигиенические нормы. 4. Земельный участок для лечебного учреждения должен быть сухим, чистым, вдали от источников загрязнения атмосферного воздуха. Не допускается размещать учреждения на загрязненных территориях. Содержание токсичных и вредных веществ в почве и атмосферном воздухе не должно превышать гигиенические нормы. 5. Через территорию лечебного учреждения не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение). 6. Дневные стационары, при размещении их в жилых и общественных зданиях, должны быть отделены от основного здания капитальной стеной, с оборудованием самостоятельной системы вентиляции, канализации и отдельным входом для пациентов. Не допускается размещать в жилых и общественных зданиях дневные стационары дерматовенерологического, психиатрического, инфекционного и туберкулезного профилей. 7. Территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка. В целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции в помещениях учреждения деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарник - 5 метров от здания. 8. На территории лечебного учреждения выделяются зоны: лечебных корпусов для инфекционных и неинфекционных больных, педиатрических, психосоматических, кожно-венерологических, радиологических корпусов, родильных домов и акушерских отделений, садово-парковая, поликлиники, патологоанатомического корпуса, хозяйственная и инженерных сооружений. 9. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной максимально изолируется от палатных корпусов и не должен просматриваться из окон лечебных и родовспомогательных помещений, а также жилых и общественных зданий, расположенных вблизи территории лечебного учреждения. Расстояние от патологоанатомического корпуса до палатных корпусов, пищеблока должно быть не менее 30 метров. Ритуальную зону лечебного учреждения необходимо оборудовать отдельным въездом и выездом. 10. Инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические отделения, радиологические отделения для лечебных целей, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Поликлинический корпус должен быть приближен к периферии участка, иметь самостоятельный вход. 11. На территории инфекционной больницы (корпуса) выделяют зону для инфекционных больных, изолированную от других участков полосой зеленых насаждений, с отдельным въездом (входом) и крытой площадкой для дезинфекции транспорта. 12. На территории хозяйственной зоны лечебного учреждения на расстоянии 25 м от здания оборудуют контейнерную площадку с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Гигиеническое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста Работа по гигиеническому воспитанию детей среднего и старшего школьного возраста должна быть направлена на закрепление приобретенных и получение новых знаний в области гигиены. Не закрепленные и не развиваемые у детей данной возрастной группы гигиенические умения и навыки, полученные в дошкольном учреждении и начальной школе, исчезают и на смену им нередко приходят антигигиенические навыки, дурные привычки. Основные знания по гигиенической и медико-санитарной подготовке дети получают в школе при изучении таких предметов, как ботаника, зоология, анатомия. Почти в каждой теме программ по этим предметам имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья. В средней школе дети, помимо закрепления знаний о режиме дня, личной гигиене, об уходе за жилищем, классным помещением, о предупреждении ряда инфекционных и глистных заболеваний, об оздоровительном значении физкультуры и закаливания и т. д., получают сведения о физиологических механизмах формирования осанки, о таких понятиях, как круглая или плоская спина, искривление позвоночника, плоскостопие, а также о мерах их профилактики. Дети 10—14 лет получают знания о значении благоприятной внешней среды для поддержания высокого уровня работоспособности, о роли зеленых насаждений в оздоровлении внешней среды, влиянии пыли и загрязненного воздуха в помещениях на распространение инфекционных заболеваний. Им сообщаются сведения о полезных и вредных бактериях, ядовитых грибах и растениях. На уроках биологии дети получают первоначальные представления о размножении растений и животных, на уроках зоологии — о вредных насекомых, червях-паразитах, клещах и др. В процессе изучения курса анатомии, физиологии и гигиены человека углубляются знания по основным вопросам гигиены слуха, зрения, питания, физического воспитания и умственного труда, отдыха, сна, а также понятия об инфекциях и иммунитете, первой помощи при травмах и несчастныхслучаях, профилактике некоторых инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычках и путях их преодоления, вопросах нравственности и др. Изложенный курс гигиенических знаний в значительной мере дополняется и корректируется 'при изучении ряда других предметов: физики, химии, литературы и обществоведения, а также на уроках физкультуры, в процессе трудового воспитания и др. Ведущее место в гигиенической подготовке детей должна занимать профилактика детского транспортного травматизма. Вопросы безопасности уличного движения необходимо увязывать с учебным материалом по литературе, физике, математике, рисованию, физкультуре и другим дисциплинам. Программа гигиенической подготовки старшеклассников предусматривает обучение их приемам оказания первой помощи при травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях, тепловом ударе и т. п., наложения повязок или шин из подручного материала, переноски пострадавших и др. Большое внимание уделяется вопросам организации труда и профилактике производственного травматизма; школьников знакомят с правилами техники безопасности, личной гигиены при работе в мастерских, на участке, в живом уголке и т. д. На уроках литературы и обществоведения разбираются такие важные нравственные понятия, как любовь, дружба, семья, равенство женщины и мужчины, взаимоотношения мальчиков и девочек; в более старшем возрасте детей знакомят с понятиями об инстинктах и разуме, о мужском достоинстве, благородстве, девической чести, товарищеском взаимоотношении девушек и юношей и др. При изучении темы о развитии человека учащиеся получают сведения об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма, физиологических явлениях в период полового созревания; им кратко рассказывают о болезнях, передающихся по наследству, венерических заболеваниях. Рассказывая об основах физиологии и гигиены пола, необходимо подчеркнуть физические и моральные последствия ранней половой жизни, сексуальных извращений, а также абортов. Особое внимание должно быть уделено вопросам влияния вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение) на развивающийся организм и будущее потомство. Помимо гигиенических знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой, учитель под непосредственным руководством и при участии медицинского работника проводит с детьми внепрограммную работу в виде бесед. Беседы связываются с непосредственной ситуацией. Например, в период повышения частоты простудных или инфекционных заболеваний проводятся беседы о мерах профилактики этих заболеваний; групповые или индивидуальные беседы (раздельно для мальчиков и девочек) по вопросам нравственности и полового воспитания. Большую роль в деле привития молодому поколению навыков правильного нравственного и гигиенического поведения в обществе, массовой медико-санитарной подготовки молодежи, в проведении в учебно-воспитательных учреждениях профилактических и оздоровительных мероприятий играют первичные организации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Первичная организация учебно-воспитательных учреждений состоит из педагогов, учащихся, обслуживающего персонала и работает в контакте с медицинскими работниками и общественными организациями. В сферу влияния первичной организации вовлекаются и родители школьников, что помогает обеспечить единство требований учебно-воспитательных учреждений и семьи в вопросах нравственного и гигиенического воспитания подрастающего поколения. В учебно-воспитательных учреждениях сложилась, закрепилась и непрерывно продолжает совершенствоваться определенная система санитарного просвещения. Она вооружает детей, подростков и молодежь гигиеническими знаниями и навыками, которые необходимы им для того, чтобы в годы детства и юности и на протяжении всей последующей жизни умело использовать заложенные в коммунистическом обществе огромные возможности для сохранения и укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни человека. Большую помощь персоналу учебно-воспитательных учреждений в осуществлении повседневного контроля и требовательности в отношении соблюдения детьми младшего и среднего школьного возраста правил личной и общественной гигиены оказывает санитарный актив Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. В начальных классах школы санитары ежедневно проверяют чистоту рук, шеи, лица, ушей,- опрятность одежды, обуви, чистоту воротничка, наличие и чистоту носового платка. В их обязанности входит следить за тем, чтобы все дети мыли руки перед едой, после прогулки, работы на участке, в живом уголке и т. п. Они же вместе с дежурными следят за чистотой в классах, регулярным их проветриванием. В систему медико-санитарной подготовки вовлекаются дети с 11 лет. В каждой школе организуются классные, школьный санитарный пост и школьная санитарная дружина, работа которых осуществляется под руководством первичной организации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, медицинского работника школы. Санитарные посты формируются из учащихся — активных членов первичной организации общества и прошедших специальную подготовку в медико-санитарных кружках школы. Медицинские работники регулярно проводят тренировочные занятия с личным составом санитарных постов с целью повышения гигиенических знаний, а также проверки глубины закрепления и правильности их выполнения. Обучение детей в медико-санитарных кружках проводится в соответствии с тем объемом теоретических знаний и практических навыков, которые предусмотрены для каждой возрастной группы. Юный санитарный инструктор — это учащийся, знающий и образцово выполняющий все правила личной и общественной гигиены, имеющий отличные теоретические знания и прочные навыки оказания первой помощи при травмах, несчастных случаях, острых заболеваниях, всегда аккуратный и подтянутый. Эти учащиеся оказывают большую помощь медицинским работникам и персоналу учреждений ворганизаций и проведении санитарно-просветительной работы среди учащихся: подготовка и проведение оздоровительных мероприятий, оформление уголков здоровья, санбюллетеней, стенной печати по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения и т. д. Врач и медицинская сестра учреждения в соответствии с планом работы проводят санитарно-просветительную работу среди персонала, родителей и детей. Медицинские работники не реже 2—3 раз в году выступают на педсоветах, перед родителями и знакомят их с показателями здоровья детей и теми лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями, которые планируется провести в течение года. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений по согласованию с работниками СЭС, детских поликлиник и др. ежегодно составляют планы работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей, родителей, персонала учреждений. Планы составляются на основании комплексных планов основных мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения, определяющих задачи и обязанности министерств, ведомств, общественных организаций, в том числе Министерства здравоохранения, Госкомитета по профессионально-техническому образованию, Госкомитета по физкультуре и спорту, в решении данных вопросов. Планы включают гигиеническое воспитание и обучение наиболее важных групп населения, в частности тех, которые заняты производством и реализацией продуктов питания, в сфере обслуживания, в детских и подростковых учреждениях. Запланированные мероприятия должны обеспечить высокий уровень и полный охват указанных контингентов гигиенической подготовкой. Последняя должна проводиться целенаправленно, по программам, специально разработанным для подготовки различных групп населения и утвержденных Министерством здравоохранения, в полном объеме и с четким соблюдением периодичности повторных занятий. Гигиенической подготовкой должны быть охвачены все работники, в том числе и руководители, учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений. Для усиления действия санитарного просвещения необходима методическая подготовка кадров пропагандистов здорового образа жизни. Ими должны стать практически все медицинские работники. Такую подготовку при правильном планировании ее обеспечивают дома санитарного просвещения совместно со специалистами СЭС путем проведения специальных семинаров, конференций и т. п. Все медицинские работники должны быть всегда готовы к развертыванию широкой пропагандистской работы в случаях осложнения эпидемической обстановки. Наиболее эффективным является сочетание пропаганды при помощи средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать) с так называемыми малыми формами: лозунгами, памятками, листовками и др. Средства массовой пропаганды позволяют почти мгновенно информировать огромное количество населения. Дома санитарного просвещения располагают необходимыми исходными материалами — примерными текстами статей, выступлений, различными методическими материалами, памятками, листовками, плакатами и др. В конторах кинопроката имеется достаточное количество санитарно-просветительных кино - и мультфильмов, фонд которых постоянно пополняется и обновляется. Малые формы пропаганды играют роль условного сигнала, напоминающего о необходимости соблюдения правил гигиены. Такие формы должны использоваться только там, где это необходимо. Например, лозунг «Вымой руки» должен висеть перед умывальником; «Мойте овощи и фрукты» — на рынке, на кухне и т. д. Гигиеническое воспитание и обучение детей и подростков осуществляется через воздействие на их родителей. Санитарное просвещение родителей должно начинаться еще задолго до рождения ребенка и активизироваться после его рождения. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение санитарное просвещение родителей ведется в форме индивидуальных бесед, инструктажа на утреннем приеме детей, на родительских собраниях и т. д. Для родителей организуются школы и университеты здоровья, где работники здравоохранения и прежде всего СЭС проводят индивидуальные беседы, читают лекций, демонстрируют санитарно-просветительные фильмы, отвечают на вопросы и др. Вповышений знаний родителей по гигиене учебно-воспитательного процесса, нравственного воспитания: детей и подростков имеет большое значение педагогический всеобуч, организуемый органами народного образования. Ответственность за организацию и проведение гигиенического воспитания и обучения детей, их родителей, персонала несут руководители учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений и медицинские работники этих учреждений. Методическое руководство всей деятельностью по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков, их родителей, а также по гигиенической подготовке персонала, в том числе медицинского, учреждений для детей и подростков осуществляется домами санитарного просвещения. Контроль за всей работой по гигиеническому воспитанию и обучению различных групп населения, а также по пропаганде медицинских и гигиенических знаний, повышению санитарной культуры населения возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы. Санитарно-просветительные усилия медицинского персонала, в том числе санитарных врачей по гигиене детей и подростков (и их помощников), в сочетании с высоким качеством профилактической работы и усилением государственного санитарного надзора за соблюдением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм внесут огромный вклад в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия нашей страны. |
Профилактические мероприятия:
Профилактика гельминтозов у детей![]() Профилактические мероприятия у детей, страдающих глистной инвазией, разносторонни и многообразны. Их четкое и целенаправленное о... |
Правила дезинфекцииВ помещениях с плохой вентиляцией, а также в подвалах, где недостаточная гидроизоляция фундамента часто появляются грибок и плесен... |
Требования к дератизацииНе секрет, что многие животные представляют опасность для человеческого здоровья, так как являются источником весьма опасных инфек... |
Виды дезинсекцииДезинсекция - это целый комплекс мероприятий борьбы с насекомыми, поэтому направленный на их истребление в помещениях любого типа ... |
Уничтожение клопов в домашних условияхСуществует множество различных способов и средств для выведения клопов из жилого помещения. Попытаемся разобраться, насколько они ... |
Приборы для проведения дезинфекции![]() Качество и эффективность дезинфекции при применении растворов химических дезинфицирующих средств во многом зависит от обеспечени... |
Медицинские факты:
![]() Изменчивость вируса гриппа приводит к эпидемиямГрипп – острое инфекционное респираторное заболевание, вызываемое вирусами с воздушно-капельным путем передачи. Характеризуется ... |
![]() Объединим усилияНесмотря на успехи современной медицинской науки, множество возбудителей инфекционных болезней остаются малоизученными, а для це... |
![]() В ароматерапии еще много гипотезВ базе способа ароматерапии лежит принцип действия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для исцел... |
![]() Вирус птичьего гриппа H5N1Британские ученые обнаружили причину, по которой нашумевший вирус гриппа птиц H5N1 является гораздо более опасным по сравнению с... |
Внимание осложнения:
![]() Осложнения коклюшаКоклюш — острое инфекционное заболевание, вызываемое B. Pertussis, передающееся воздушно-капельным путем и характеризующееся цик... |
![]() Болезнь ПеджетаКак врачи называют это заболевание? Деформирующий остит. Что представляет собой это заболевание? Болезнь Педжета характ... |
![]() Осложнения после ОРЗПростудные заболевания у детей – дело обыденное. Особенно осенью и зимой. Но сколько заболеваний в год можно считать нормой? И к... |
![]() Неврологические осложнения инфекционного эндокардитаНи одно заболевание сердца не может сравниться с инфекционным эндокардитом по частоте, разнообразию и тяжести неврологических ос... |